Порше Центр Приморский
+7 812 44 99 911
Рулевое колесо Porsche 919 Hybrid – многофункциональный пульт управления

Рулевое колесо Porsche 919 Hybrid – многофункциональный пульт управления

Штуттгарт. Изменять направление движения – это самая банальная задача рулевого колеса в обычном автомобиле. Только не в Porsche 919 Hybrid. В руках водителя прототипа Ле-Мана класса LMP1, участвующего в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC, рулевое колесо превращается в компьютер. На лицевой стороне у него расположены 24 кнопки и выключателя, а сзади 
– шесть лепестков. Все эти органы управления предназначены для того, чтобы держать под контролем самый сложный на сегодняшний день гоночный автомобиль за всю историю Porsche. 

У обычного рулевого колеса форма круглая. В Porsche 919 Hybrid – оно выполнено в виде плоского прямоугольника. Это объясняется тем, что такая форма делает смену гонщиков более удобной. Ведь таким высокорослым пилотам, как Марк Уэббер и Брендон Хартли, трудно быстро разместить свои ноги. По центру рулевого колеса расположен большой дисплей, выдающий гонщику самую различную информацию. Например, информацию о скорости, о включенной передаче, о выбранном режиме управления двигателем, а также об уровне заряда литий-йонной батареи, то есть о количестве электрической энергии, которая может быть использована для привода передних колес. Установленный на передней оси электродвигатель дополняет наддувный двухлитровый четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, приводящий в движение задние колеса. Расположенный в левом верхнем углу регулятор служит для выбора выводимой на дисплей информации. С помощью регулятора на правой ручке в ночное время пилоты регулируют яркость подсветки дисплея. Аналогичный по конструкции регулятор на левой ручке предназначен для регулирования громкости звука при радиосвязи с боксами. С помощью четвертого поворотного выключателя, расположенного справа вверху, можно изменять интервалы работы стеклоочистителя. 

Перед размещением кнопок и выключателей на рулевом колесе конструкторы провели тщательную работу с гонщиками для того, чтобы выяснить, как на высокой скорости сделать управление более надежным. Кнопки, которыми гонщики пользуются чаще всего, размещены вверху по краям рулевого колеса. До них можно легко дотянуться большим пальцем. Синяя кнопка справа вверху задействуется практически постоянно – это световой сигнал, с помощью которого пилот идущего на обгон прототипа предупреждает гонщиков более медленных автомобилей. При одном нажатии кнопки фары мигают три раза. При движении днем пилоты практически не снимают с этой кнопки пальца, потому что в это время сигнал фар воспринимается хуже. 

          

Достаточно часто пилоты используют и красную кнопку слева вверху. С помощью этой кнопки включается режим использования электроэнергии из батареи – так называемый «Boost». Гонщики могут пользоваться им при обгонах. Но при этом они не должны забывать о рациональном использовании электроэнергии. Ее количество жестко ограничено для прохождения круга. За образец взят круг в Ле-Мане, для прохождения которого требуются шесть мегаджоулей. Для более коротких трасс проводится соответствующий перерасчет. Например, ес-
ли гонщик включает подачу электроэнергии в центре круга, чтобы обогнать своих соперников, то в конце прямой электроэнергии ему может не хватить. 

Ближе к центру на внутренней поверхности рулевого колеса слева и справа находятся выключатели со знаками плюс и минус, предназначенные для настройки контроля тяги спереди и сзади, а также для распределения тормозного усилия между передними и задними колесами. Эти кнопки (желтые, синие и розовые) используются нечасто. 

Расположенные внизу кнопки оранжевого цвета служат для управления подачей питьевой воды (слева) и переключения передач в нейтральное положение (справа). Правая красная кнопка слева внизу включает омыватели стекол, а красная кнопка с правой стороны активирует круиз-контроль для контроля скорости проезда по пит-лейну. 

На среднем уровне расположены зеленые кнопки для радиосвязи (слева) и кнопка ОК справа, с помощью которой гонщики подтверждают изменение настроек, о которых их просят по радиосвязи из бокса. Для этих настроек они используют поворотные переключатели и пользуются ими, как правило, только на прямых участках трассы, потому что им приходится снимать одну руку с руля. 

Оба поворотных переключателя с обозначением «Multi» дополняют друг друга. Левый переключатель имеет шкалу с буквами, а правый – с цифрами. Выбором буквенно-цифровых комбинаций А2 или В3 можно задать программы для управления двигателем или регулировки состава топливной смеси. Три остальных поворотных переключателя предназначены для предварительного распределения тормозного усилия между передними и задними колесами, настройки системы контроля тяги для движения по мокрой или сухой дороге, а также для управления гибридным приводом. 

          

 Для улучшения видимости органов управления в темное время суток они окрашены флуоресцентной краской, реагирующей на лампу черного света, которая установлена над шлемом гонщика. 

Рулевое колесо изготовлено из карбона и имеет ручки, обитые препятствующей скольжению резиной. Усилитель рулевого управления позволяет легко управлять автомобилем, несмотря на то что расположенные на рулевом колесе руки довольно близко сведены друг к другу. За спицами рулевого колеса с его об-ратной стороны расположены шесть лепестков. С помощью средних лепестков переключаются передачи. Правый лепесток – для повышенной передачи, левый – для пониженной. Расположенные слева и справа внизу лепестки управляют сцеплением, и по своим функциям они идентичны. В зависимости от того, поворачивает гонщик вправо или влево, он решает с какой стороны ему удобнее управлять сцеплением. Лепесток слева вверху управляет режимом усиле-ния «Boost». Гонщик выбирает сам, пользоваться ли ему этим лепестком или описанной выше кнопкой на лицевой стороне руля. С помощью лепестка справа вверху включается режим рекуперации. Действие этого режима аналогично действию слегка затянутого стояночного тормоза. При этом батарея заряжается электричеством, полученным в результате преобразования кинетической энергии. 


GO